Календарь
- 01.06.2025
- 5 Сиван 5785
- ה' סיון תשפ"ה
Галахическое время
- Начало рассвета: 00:00
- Восход: 04:15
- Одевание Талита: 02:21
- Окончание чтения Шма: 08:25
- Полдень: 12:36
- Минха: 13:18
- Минха Ктана: 17:29
- Плаг hаМинха: 19:13
- Закат: 20:58
- Выход трёх звезд: 22:21
Шаббат
-
- Он начнется через 6 дня.
- Зажигание свечей : 06.06.2025 20:45
- Шаббат заканчивается: 07.06.2025 22:30
Еженедельное Чтение Торы
- На этой неделе другой порядок чтения Торы
Праздники
- Сегодня: Канун Шавуот
- Предстоящая дата: Шавуот I
- Придет в Понедельник
02.06.2025
6 Сиван 5785
Филиал раввинского суда
Самарский филиал представляет Раввинский суд стран СНГ и Балтии. Председатель суда — Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт.
Заполнить анкету-
Гиюр
Процедура перехода в иудаизм, присоединение к еврейскому народу.
-
Брит
Церемония вступления в союз Авраама, обязательная для всех мужчин-евреев.
-
Организация хупы
Церемония заключения брака по законам иудаизма.
-
Подтверждение еврейства
Экспертная оценка документов и консультация по поиску документов, подтверждающих еврейский статус.
Наши программы
Партнёрские программы
Какой-то вступительный текст про эти прекрасные молодежные программы.
Тора Ми-Цион

Коллель и студенческий клуб, в котором можно узнать много нового об иудаизме.
Go Jewish Campus

Студенческое общежитие для еврейской молодежи с образовательной программой.
Торaт Хаим

Самая известная в мире российская классическая ешива, одна из старейших в России.
Вопросы раввину
Где справедливость?
Почему один рождается евреем, а другой неевреем, один — в семье праведников, другой — в семье идолопоклонников. Может быть этот вопрос покажется вам «крамольным»: нет ли в этом неравенства?
Любой вопрос легитимен, если он предполагает возможность ответа. Проблемы начинаются тогда, когда ответ заранее известен спрашивающему, еще до того, как сформулирован вопрос. Мой ответ на уровне нашего, человеческого понимания это такая же несправедливость, как то, что кто-то рождается с музыкальным слухом, а кто-то — без него, кто-то блондин, а кто-то брюнет, кто-то умеет писать картины или делать деньги, а кто-то — нет. Такой же несправедливостью может казаться и большое наследство. Какое право ребенок имеет на деньги, им не заработанные?!
На уровне более глубоком становится ясно, что речь идет не о справедливости, а скорее о целесообразности: каждый получает те инструменты, которые необходимы лично ему, чтобы выполнить замысел Творца наилучшим образом.
Никакие опции не закрыты, но иногда нужно приложить больше усилий, пройти что-то непройденное. По сути, гиюр — это опыт «наасэ венишма», опыт горы Синай. На горе Синай договор о союзе с Б-гом включил самое дорогое — нерожденных еще детей. Нужно иметь немало мужества, чтобы взять ипотеку на 30 лет, а как насчет договора лет на 200? Здесь договор, нелегкий по любым меркам, заключался без срока, предусматривал штрафные санкции и распространялся на детей, которые еще не родились, до конца времен. Справедливо это или нет, я не знаю. Но желающие могут войти в этот договор. То, что уже невозможно — это заключить подобный, начать новый Союз. Но ведь любой договор предполагает эксклюзивность, кто был раньше, тот его и заключил. Как одна мещанствующая дама выразилась про подругу моей мамы, «вы подумайте, она покупала книги еще тогда, когда их еще никто не покупал!» Возможность участия в тендере была у всех потомков Ноя, но… желающих на этот товар не нашлось. Была фигура, сходная по уровню с Моше Рабейну — Билам — и в наследство после себя вместо новой духовности оставил… утонченный разврат, примененный против евреев, чтобы их дискредитировать перед Вс-вышним.
Это, конечно, не ответ на Ваш вопрос, он более емкий. Ответ в книге Иова, в комментариях и мидрашах, в Псалмах Давида, но к этому ответу Вы должны прийти сами. Если вопрос задан, он требует ответа. Ответ, к которому Вы придете, возможно, определит Вашу дальнейшую судьбу.
Почему мы такие разные ?
Не только ни один человек не похож на другого (и внешне, и характером), но даже животные — сужу по домашним питомцам, жившим у нас — у каждого свой уникальный не повторяющийся «характер» и «физиономия».Недавно где-то слышал, что как и у людей не повторяются отпечатки пальцев, так и в животном мире — нет одинаковых рисунков полос у зебр, тигров и т.д.Наверное, и в растительном мире так же — вряд ли мы найдём 2 полностью идентичных дерева. Что это значит?
Если даже каждое творение в живой и неживой природе обладает своей уникальностью, неповторимостью, а значит, имеет свою уникальную индивидуальную цель, ради которой и было сотворено, то тем более уникален, неповторим и бесценен человек, созданный Самим Творцом по Своему образу и подобию. Он наделен свободой выбора, уникальной и единственной в своем роде во всем Творении, и насколько важно, чтобы жизнь человека была направлена на духовное совершенствование, на постижение Творца и выполнение Его воли.
Чему учиться у подлеца?
Говорится, что нужно учиться у каждого человека, который тебе встречается. Допустим, если перед тобой мудрец, праведник, добрый человек и т.п., не возникает вопроса — чему от него можно научиться. А если перед тобой подлец, глупец, гордец, идолопоклонник, алкоголик?
Не бывает человека, в котором не было бы заложено совсем ничего позитивного. Это не значит, что человек сам по себе позитивен. Например, вор — сколь многому можно от него научиться! Упорству в достижении поставленных целей, позитивному мышлению, даже молитве! Это не значит, что у вора надо учиться быть вором! Человек получает от Ашема самые лучшие материалы, а уже как он их использует — это вопрос выбора, но учиться можно — не у каждого, но ОТ каждого.
В чём предназначение неевреев?
Евреи и неевреи созданы Всевышним одинаковыми, с Б-жественной душой и свободой выбора. Значит они вовсе не являются пассивными зрителями в этом мире. В чем тогда состоит их задача?
Народ Израиля существовал не всегда. До Авраама любой человек мог сделать выбор и стать родоначальником народа Израиля (может быть, тогда бы он назывался и иначе — Исраэль переводится как «борящийся с Б-гом», возможно, есть и другие пути). Позитивный выбор человечества впереди, во времена прихода Машиаха. Тогда человечество уподобится еврейскому народу, а еврейский народ — коэнам. Главный результат — тшува не близких (Исраэль), а далеких (народы мира), так что эта роль, вероятно, из главных. А вот на индивидуальном уровне есть большая разница между праведниками, которые сделают свой выбор сами и удостоятся жизни в грядущем мире, злодеями, которые будут получать вечное наказание, и теми, кто будет вынужден признать истину тогда, когда не признать ее уже не будет возможности, и будет жить в мире, лишенном для них награды. В тоже время для каждого есть свой индивидуальный пусть к Всевышнему – это принятие на себя семи заповедей, как это делают последователи движения «Бней Ноах»
Как наказать злодея
Зачем злодеям именно вечное наказание? Ведь не по своей воле они появились на свете — почему не другая мера — просто «убрать» их из мира, как будто не было?
Вечное наказание — вариант вечной жизни, только с отрицательным знаком. Оно коснется не всех. Только тогда, когда преступление человека будет настолько ужасным, что должно наказываться вечно. Как несколько пожизненных заключений.
Почему Всевышний не уничтожает человечество?
Почему Творец отказался от идеи время от времени уничтожать развратившееся человечество и спасать праведников, почему Он пообещал Ноаху, что потопа больше не будет?
Один из величайших мудрецов еврейского народа – рав Моше бен Маймонид (РАМБАМ) писал, что суд над человечеством идет, как и раньше, но человечество в целом не нарушает законы Всевышнего настолько сильно, чтобы получить такое глобальное наказание. При этом никто не обещал, что не будет локальных катастроф. Они постоянно и происходят. Всевышний пообещал только то, что не будет потопа. Так что глобального потепления стоит меньше бояться, чем землетрясения или атомного взрыва. Правда, я оптимист?
Зачем Всевышний позволяет распущенность?
Религиозному человеку, который не хочетс смотреть на нескромно одетых женщин сегодня трудно ходить по улицам. Везде изображения полуобнаженных тел, индустрия моды, которая не одевает, а наоборот, раздевает женщин. Интересно — если всё идёт от Вс-вышнего, то почему, для чего Он послал людям последних поколений именно такое испытание? Что вдруг изменилось буквально за последние пару десятилетий, какой урок мы должны выучить?
Всевышний дал нам самое главное – свободу выбора. Человек за свой выбор отвечает и получает награду или наказание. Ккстати, таким наказанием может стать осознание своей ошибки и печальных последствий к которым привел неправильный выбор. Какой урок мы можем выучить из описываемого вами? Например, что прогресс, лишенный идеи Б-га, вреден для человека во всех отношениях, включая душевное и даже физическое здоровье. Пророки об этом высказывались совершенно определенно — в период перед приходом Мошиаха в мире будет господствовать наглость. Под определение наглости качество, о котором Вы пишете, отлично подходит.
Кто кем родится?
Каким образом Творец определяет, какому человеку, кем и в каких условиях родиться? Проходит ли душа через какие-нибудь испытания, прежде чем спуститься на землю?
Существует интересная идея, что душа Адама, единственного человека, созданного Б-гом в первые дни Творения, пройдя через грехопадение и раскаяние (тшуву), нуждается в исправлении. С этой целью частички этой души становятся душами людей, приходящих в этот мир для того, чтобы пройти определенные испытания. При этом испытание соответствует тому, как эта частичка души Адама была повреждена Грехом — скажем, глаза видели запретное и влекли за собой воображение, рука тянулась к запретному плоду, ноги несли тело и т.д. Соответственно, духовные эквиваленты этих органов нуждаются в исправлении — разные в разных видах исправлений. Человек, приходя в этот мир, несет в себе некий духовный потенциал (душу), имеющую корень (источник духовной энергии, то «место» в душе Адама, из которого она происходит) и историю предыдущих реинкарнаций, когда не все задачи удавалось завершить и не все испытания были успешно пройдены. При этом человек не имеет никакого отношения к этим реинкарнациям, его личность, опыт, переживания уникальны и принадлежат только ему, ведь душа — не наше Я, это не наша личность, это скорее набор стартовых данных — склонностей, свойств, и одновременно причина нашего появления в мир. Узнать об этом на уровне конкретных людей не представляется возможным. Есть попытки, но как правило, не по отношению к ныне живущим людям — есть книга Ари з»ль «Шаар гильгулим», иногда о подобных вещах сообщает несколько слов Рамбан, Ор аХаим аКадош, но это сложная информация. Если кто-то пообещает Вам, что за небольшую мзду расскажет Вам ВСЕ о Вашей душе и ее реинкарнациях — это шарлатанство. Те, кто такими знаниями могут в принципе владеть, никогда не заинтересованы сообщать об этом, и тем более оказывать подобные услуги, зарабатывая своими знаниями на жизнь. Это небезопасно.
Где наша свобода выбора?
Абсолютно все, что с нами происходит в жизни, происходит по воле Всевышнего? Но почему же, когда случается какое-то событие, исход которого зависит от выбора человека, где наличие морального выбора очевидно (например, помочь человеку или нет, или сесть пьяным за руль или нет), причиной исхода этого действия считают все равно Всевышнего? Ведь от человека тоже зависел исход.
От человека зависит, какой вариант поведения ему выбрать. Результат его усилий зависит уже не от него. Есть такие специальные слова — случайность, форс-мажор, стечение обстоятельств — все это вместе в конечном счете и определяет происходящее, часто НЕСМОТРЯ на наши усилия. Это и есть провидение. Не все, что мы запланировали, подготовили и начали делать, реализуется. И ответственность мы несем не столько за результаты, сколько за намерения, за наш выбор. Выбор варианта собственного поведения. А результат не в наших руках, это уже свыше, хотя если человек просто не приложил достаточно усилий, результата наверняка не будет, разве что чудом, и вина за это только на нас самих. Однако, если человек задумал, подготовил и реализовал — ответственность с него никто не снимает, а причина, почему Вс-вышний не вмешался, нам вряд ли откроется, во всяком случае, если не возобновится пророчество. И, как сказано в теиллим, псалмах Давида, «Много мыслей в сердце человека, замысел Всевышнего, он поднимется».
За что нас награждают?
Может ли человек сначала получить награду, а потом уже совершить поступок, за который она ему положена? Например, человек был спасён во время какой-то катастрофы, но тогда он ещё не был достойным человеком ,но по прошествии времени пересмотрел свою жизнь.
Разумеется, такое может произойти, особенно, если у самого человека или у кого-то из его предков есть какие-то особые заслуги перед Вс-вышним. Но даже, если потом этот человек, или его потомки станут злодеями, все равно действует правило, что Творец слышит человека «там, где он находится» . Об Ишмаэле говорится, что когда он был при смерти, то молился, и Вс-вышний услышал его голос ТАМ, ГДЕ ОН НАХОДИЛСЯ, и помог ему — дал возможность увидеть колодец с водой и спастись. Устная Тора объясняет, что в момент, когда он молился, на небесах шел суд, встала часть ангелов говорили, что в будущем потомки Ишмаэля будут убивать евреев, а значит спасать сейчас Игшмаэля – несправедливо. Но получили ответ ответ: суд идет ТАМ, ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ — по ситуации на сегодня, а не по тому, что произойдет в будущем.
«Вещий сон» — что это?
«Наши мудрецы говорят, что любой сон — это «одна шестидесятая пророчества», т.е. видение сна находится на самой низкой ступени пророчества. Всевышний наводит такие сны, каких человек заслуживает своим поведением и тшувой, раскаянием. Если человек исправится, сделает тшуву, то даже дурной сон может обернуться для него самым благоприятным образом» (из книги «Мидраш рассказывает». Значит ли это, что нужно серьезно относиться к своим снам и пытаться как-то их истолковать?
Только к таким снам, которые оставляют после себя сильное впечатление, душевное волнение, возвращаются, особенно ярко запоминаются, в которых есть голоса, запахи — одним словом, необычные сны. Всегда есть вероятность при этом, что вас сбивает с толку собственная экзальтированность, но иногда в них бывают крупицы важной информации, или предупреждение. Если не удается убедить себя, что вам приснилась обычная путаница, стоит поговорить с раввином, который разбирается в этих вопросах. Таких не так много. Вообще, рассказывать сны всем знакомым и незнакомым не стоит, так как многое зависит от «раскрытия» сна, т.е. от его истолкования. Поэтому важно, чтобы человек был хорошо по отношению к вам настроен и разбирался в вопросе. Еще один момент: самим лучше не истолковывать сон, если только вы не видели во сне его истолкование. Такое тоже бывает.
Заметил ли мир чудеса Торы ?
Ощущались ли в мире, даже в самых дальних его уголках, у народов, живущих «на другом краю планеты», грандиозные события Торы — египетские казни, исход, дарование Торы, 40 лет в пустыне?
Да, согласно устной традиции, все глобальные изменения законов природы были одновременно во всем мире — необычный голод, тьма, рассечение вод Красного моря, замершая природа во время дарования Торы. И Билам — пророк Мидьяна — авторитетно сообщал народам мира, что происходит. И был момент, когда человечество благоговело и было готово к изменениям. Но тут появился Амалек — поэтому он и называется «главой народов» — и начал войну против всего этого благолепия. С тех пор в мире появилась ненависть к Торе. Там, где есть святость, есть и ненависть — пока не произойдет «бирур», отделение одного от другого.
Кто виноват Адам или Хава?
Где был Адам во время общения Хавы со Змеем, почему он позволил этому произойти? Первой плод попробовала Хава — это только её ошибка, или за это несёт ответственность и Адам? Как могли развиваться события, если бы Адам отказался съесть плод, который ему предложила Хава (какой должна была быть его правильная реакция на такое предложение)? Какие уроки — об отношениях между мужем и женой — мы можем вывести из этой истории?
Грех везде называется грехом Адама, а не грехом Хавы — возможно, именно потому, что Хава подверглась более тяжелому испытанию: Нахаш был создан для того, чтобы искать и находить слабые стороны человеческой натуры, но вот Адама уже уговаривала его жена… В числе прочих мыслей Хавы была и такая: если все, что Адам говорил мне про это дерево — правда, и я сегодня умру, то он будет жить, у него будет новая жена. Не доставайся никому!
Адам вряд ли имел возможность позволить или не позволить произойти тому, что произошло с Хавой, свобода выбора — штука абсолютно личная, вмешаться в это нереально, и ничего с этим не поделаешь. Есть один способ, но он работает медленно и всей остроты проблемы не снимает — это воспитание. Но и воспитание не все проблемы может решить, хотя может смягчить, подготовить к ним. Адам пытался это сделать, но совершил ошибку: он сказал жене, что плод нельзя не только есть, но и дотрагиваться. Цель была хорошей: отдалить Хаву от нарушения закона. Но именно с этого начал Нахаш. Он доказал Хаве, что запрет дотрагиваться Адаму передан не был, значит, это дерабонан, а если это дерабонан, то она, Хава, может иметь и свое мнение на этот счет. И «доказал» ей — толкнул ее так, что она коснулась плода, и воскликнул: “Ну вот, ты видишь! Как смерть от прикосновения — неправда, так и смерть от еды — неправда”. Когда Хава пришла к Адаму, она смутила его тем, что заставила посмотреть на проблему награды и наказания с совершенно любопытной стороны: нет ли способа выполнять волю Б-га, нарушая его заповеди, делая тшуву — и выиграть все удовольствия этого мира и близость к Б-гу. Иными словами, путь нарушения заповедей, путь зла — тоже путь, только запрещенный. Но в конце — результат, а победителя, как говорится, не судят. И вот после этого Адам, совершенно сознательно, делает выбор — и ест запрещенное. И еще не может понять сам, что сделал, но когда Б-г обращается к нему, отвечает: “Жена, которую ты дал мне, меня соблазнила” — другими словами, ты и виноват! И эта неблагодарность выявила то, что было в самой глубине: грех поразил самую суть, грех в сердце. Неблагодарность — поражение основ того, для чего человек создавался.
Практические уроки о взаимоотношениях супругов из этого эпизода вывести сложно — легко пойти по пути Адама, по принципу «она во всем виновата» (или он). Наверно, вывод в том, что ответственность за себя прежде всего лежит на самом человеке, наши близкие делают выбор за себя, а не за нас.
Почему ковчег был так мал?
О чем говорит Тора, приводя размеры ковчега?
«Так сделай его: триста локтей — длина ковчега, пятьдесят локтей — его ширина и тридцать локтей — высота.» (Берейшит 6:15). Логически, всех животных туда не поместить, и к тому же запас еды почти на год.
Ноах строил свой ковчег на глазах у современников долгие годы, и на вопросы отвечал, что Б-г в скором времени уничтожит Мир, и ему, Ноаху, приказано построить ковчег для спасения Мира. Цель — предупредить людей, чтобы они изменили нравы, пока не поздно.
2) Спасение всех видов животных в потопе — чудо, но праведники обязаны прикладывать старания, чтобы уменьшить чудо. В любом случае, Ноах был вынужден много трудиться, чтобы спасти всех. Это было частичным исправлением грехов человечества, из-за которых погибали и животные.
На чем основаны законы Сдома ?
Законы Сдома, по которым было запрещено оказывать гостеприимство, помогать нищим и прочее, кажутся сегодня дикостью, если не абсурдом.
Но ведь содомитяне чем-то руководствовались при принятии таких порядков. Каково было их «рациональное обоснование»?
В советсткие времена в СССР было запрещено нищенство. Чем при этом руководствовались власти? Это и есть частный случай законов Сдома. Просто мидраш приводит не словесную оболочку (поверьте, что и в Сдоме были юристы, которые облекали все эти законы в пристойную форму), а суть. А рациональное обоснование мудрецы приводят в мишне, в Пиркей Авот. «Твое — твое, а мое — мое, — средняя мера. А некоторые говорят: мера Сдома». Согласитесь, вполне пристойное рациональное объяснение. А уже сами законы, которые мидраш приводит — различные следствия этой солидной нравственной максимы. Заметьте — никакого воровства, грабежа, упаси Б-же, а просто человек человеку бревно. Ну и если одним бревном заедет по другому бревну — там уже какое окажется крепче.
Почему Йосеф женился на нееврейке?
Как мог Йосеф жениться не нееврейке Аснат? Йосеф упоминает имя Вс-сильного перед братьями. Не удивило ли их такое поведение египтянина?
До исхода из Египта и дарования Торы не было проблемой жениться на нееврейках. Нееврейками были жены и Ицхака, и Яакова, и Моше.
Хотя есть часть комментаторов, которые задавали похожий вопрос: как Йосеф мог жениться на дочери египтянина Потифара, явного потомка Хама, если «благословенный не может соединиться с проклятым»? Ответ, который дается: возможно, Аснат была дочерью его сестры Дины, попавшей в Египет и усыновленной Потифаром.
2. У народов мира со времен Авраама было вполне четкое представление о Вс-сильном, хотя иногда наравне с идеями о других богах в качестве помощников. Кстати, это было не единственной странностью «египетского колдуна», знавшего возраст братьев и их обычаи: еда на столе соответствовала законам кашрута. А то, что братья до самого конца ничего не заподозрили, на мой взгляд, может говорить лишь об одном: они не представляли себе, кем на самом деле был их младший брат. Не случайно по одному из мидрашей разыскивать его они пошли в египетские трущобы и притоны — такой вывод они сделали из его детского стремления к представительности, красивой одежде, прическе и т.д. Последнее, что могло прийти им в голову — что «бредни» (как они думали, а на самом деле — пророчества) их младшего брата могут оказаться реальностью.